1. Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» — в преамбуле закона.
2. Проведение публичного мероприятия в форме пикетирования должно быть законным, то есть соответствовать требованиям действующего законодательства по форме, содержанию и порядку его проведения, и добровольным.
3. Пикетирование представляет собой по закону форму публичного выражения мнений, осуществляемую без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Пикет размещается У КАКОГО-ТО ОБЪЕКТА, то есть что-то пикетируется.
При себе можно иметь средства наглядной агитации (плакаты, костюмы, раскрас лица, тела (в пределах приличия), банеры с лозунгами, штендеры, транспаранты, флаги, символику, гербы, листовки, иной агитационный реквизит).
При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих. Закон не запрещает кричать лозунги и слоганы при помощи только своего голоса, но «кричалки» могут быть расценены, как уже проведение митинга, поэтому кричать не рекомендуется.
При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свитки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему — либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, здания, строения, зеленные насаждения, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление, нарушать регламент пикетирования, не выполнять требования организатора, уполномоченных им, а также уполномоченного властями.
Важно: основное отличие пикета от митинга – отсутствие движения пикетчиков, а значит минимум неудобств окружающим и минимум проблем для властей. То есть мысленно очертите некий круг – все действие и должно происходить внутри этого пространства.
Количество участников пикета закон не регламентирует так: один и более. Точной цифры нет. Здравый смысл подсказывает, что человек 30 – максимальный предел, чтобы у властей не появилось ощущение, что происходит не пикет, а митинг. Но повторю — закон не регламентирует, сколько человек уже митинг, а сколько — еще пикет.
4. Для пикетирования группой лиц необходимо выбрать организаторов. Уведомление в органы власти подают организаторы митинга. Организаторов может быть несколько или один. Организатором может быть физическое лицо, гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, дееспособный, не отбывающий наказание в местах лишения свободы.
Важно: Оформление полномочий организатора не урегулировано законом, но рекомендуется составлять протокол. (образец протокола прилагается к этому письму) Этот протокол НУЖНО брать с собой при подаче уведомления, но давать его НЕ НУЖНО, если вас об этом не спросили. Его нужно на всякий случай взять с собой на пикет. Были случаи, когда его спрашивали.
5. Организатор(ы) обязан подать в орган власти уведомление о проведении пикетирования в срок не ранее 15 дней до дня проведения пикета и в срок не позднее З дней до его проведения. Если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Уведомление подписывается всеми организаторами, если их несколько, и также всеми уполномоченными, если они имеются. То есть уведомляет о желании провести пикет не «НОД», а конкретные физические лица.
(об уполномоченных чуть ниже, при пикете менее 15 – уполномоченные не нужны).
6. Порядок подачи уведомления регулируется законами, постановлениями субъектов РФ. В каждом субъекте в зависимости от предполагаемого количества участников пикета и места пикетируемого объекта уведомление подается либо в орган государственной исполнительной власти (правительство субъекта РФ, министерство субъекта РФ, комитет субъекта РФ — по многочисленным по участникам пикетам и пикетам, проводимым около важных объектов), либо в орган местного самоуправления (администрацию города, района в городе, префектуры и т.п.).
Вопрос «куда подавать уведомление», необходимо заранее уточнять у властей. Особенно в первый раз, при проведении первого коллективного пикета. Дальше вы уже будете знать, куда обращаться. Поэтому первый раз, постарайтесь узнать заранее и пойти подавать уведомление «с запасом».
7. Уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования должно содержать:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи;
7) фамилия, имя, отчество организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
10) подпись организатора (ов) и уполномоченных (если они есть).
8. Уведомление подается в орган власти организатором (организаторами, если их несколько) при его личном присутствии (если организаторов несколько, то присутствуют все). Если уведомление подается не лично организатором, то лицо, подающее его, должно иметь от организатора(ов) нотариально оформленную доверенность.
9. При подаче уведомления организатор (ы) должны предъявить паспорт гр. РФ, уведомление в двух подлинных идентичных экземплярах. Если уведомление подается не организатором (ами) лично, то лицо, его подающее также должно предъявить нотариальную доверенность от организатора (ов) на право подачи такого уведомления. При подаче уведомления организатору рекомендуется также иметь при себе:
1. Протокол о его избрании — подлинник и ксерокопия.
2. Регламент пикетирования — подлинник и ксерокопия.(то есть сценарий, план) (образец прилагается к этому письму)
3. Копии паспортов всех организаторов и уполномоченных,
4. Подлинники и копии распоряжений или приказов о назначении уполномоченных.
Эти документы не обязательны при подаче уведомления, но власти могут их попросить. Если попросят, то отдать копии, подлинники представить на обозрение, но не отдавать.
10. Важно: Орган власти должен забрать один экземпляр уведомления, на втором экземпляре, которое остается у организатора, должна быть поставлена отметка о его принятии с указанием даты и времени принятия.
11. Если уведомление принято ранее пяти дней до дня проведения пикетирования, то орган власти должен письменно в течение трех дней со дня получения уведомления известить организатора об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
Если уведомление подано организатором в срок менее пяти дней до дня проведения мероприятия, то такое извещение орган власти должен сделать в тот же день, когда получено уведомление, либо на следующий день, если оно получено после 16.00ч. Организатор должен не позднее, чем за три дня до дня проведения пикетирования информировать орган власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Такое письмо пишется также в двух подлинных экземплярах, одно сдается в орган власти, на втором, которое остается у организатора, орган власти ставит дату и время принятия.
12. Обязанности органа власти. Если у органа власти нет замечаний ко времени, месту, формам и содержанию пикетирования, то он должен передать организатору письменное распоряжение о назначении представителя органа власти для оказания помощи и содействия организатору в проведении и организации пикетирования. Довести до сведения организатора пикетирования информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия (в каждом субъекте РФ свои нормы, но в основном не более 1-2 чел. на 1 кв. м); обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении пикетирования, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (это делается властями бесплатно); информировать о вопросах, явившихся причинами проведения пикетирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются; при получении сведений о проведении пикетирования на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране» (высшие должностные лица государства, их резиденции), своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны. В некоторых регионах власти также дают организатору письмо извещение — это ответ на уведомление, который подтверждает, что все в пределах закона.
При получении всех документов от властей организатор должен предъявить паспорт.
Если пикетирование осуществляется у объектов, которые являются историческими памятниками, памятниками культуры и архитектуры, то власти получают необходимые согласования в соответствующих структурах. Все согласования делают власти, а не организатор пикетирования. В связи с обязанностями властей рекомендую не ставить их в затруднительное положение и не подавать уведомление в последний день срока, особенно в крупных городах, так как они просто могут не выполнить из-за загруженности свои обязанности и сорвут нам пикетирование.
13. Начало пикетирования не может быть раньше 7.00 ч, а окончание позже 23.00 ч. по местному времени.
14. При пикетировании всем участникам рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклееной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Организатор (ы) должны во время пикетирования иметь отличительные знаки (повязки, карточка, бандана или кепка с надписью, значок и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.
Важно! Пикетирование будет считаться законным, если организатор подал в установленный законом срок уведомление, у него на руках имеется его экземпляр уведомления с отметкой властей о его получении; имеется на руках ответное письмо власти, о том, что у властей нет претензий к пикету, и (или) распоряжение о назначении уполномоченного органа исполнительной власти в помощь организатору. Если от властей поступило письменное предложение об изменении времени и (или) места пикетирования, то у организатора должно быть на руках еще и его письмо властям с отметкой о его получении органом власти, о том, что организатор принял предложение власти изменить время и (или) места пикетирования. Также во время пикетирования у организатора на руках кроме указанных документов должны быть с собой протокол о его избрании и регламент пикетирования. Если есть уполномоченные, то должны быть при себе приказы или распоряжения об их назначении.
15. Запрещается пикетирование следующих территорий:
— территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; — путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте- , газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
16. Организатор публичного мероприятия отвечает за порядок при проведении пикетирования, его законность, участники обязаны ему подчиняться. В случае нарушения кем-либо общественного порядка – организатор пикета должен обратиться к полицейским, которые должны быть выделены органом исполнительной власти для охраны и в помощь пикетчикам.
17. По окончании пикетирования необходимо убрать за собой весь реквизит и мусор.
Приложения
Еще раз об обязанностях организатора публичного мероприятия обязан:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;
2) не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия;
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
Что такое уполномоченные лица?
Организатор может назначить уполномоченных лиц (физ. лица) — из участников пикетирования — выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (например, кто-то отвечает за изготовление средств наглядной агитации, кто-то за предварительную агитацию, кто-то обеспечивает соблюдение порядка и регламента при проведении пикетирования и т. п.). Полномочия уполномоченных лиц подтверждаются приказом либо распоряжением организатора. Уполномоченных лиц целесообразно назначать, если участников пикетирования будет от 30 и более. Как и организатор, уполномоченный (ые) должны во время пикетирования иметь отличительные знаки (повязки, карточка, бандана или кепка с надписью, значок и т. п.).